Дизель-генераторы намного экономичнее бензиновых аналогов, что объясняет популярность этого оборудования для применения в качестве автономного источника электрической энергии. При выборе модели важно представлять, какой расход топлива у соответствующего дизельного генератора. Это позволит определить продолжительность непрерывной работы двигателя без дозаправки бака, подсчитать эксплуатационные затраты.
В предлагаемом обзоре рассматривается, от чего зависит расход топлива, приведены примеры расчета, представлен анализ факторов, влияющих на экономичность дизельной электростанции.
Как рассчитать расход топлива дизельного генератора?
Показатель расхода топлива для дизельного генератора можно определить следующими способами:
- изучить технические характеристики, указанные в документации, сопровождающей оборудование от изготовителя;
- рассчитать расход топлива теоретически по формуле;
- измерить эмпирически по фактическому потреблению генератора при непрерывной работе в течение нескольких часов.
Удельную величину потребления дизельного топлива производитель указывает в паспорте. Единица измерения – количество килограммов в течение часа работы генератора для выработки одного киловатта энергии.
Значение различное, в зависимости от мощности двигателя. Если сравнивать расход топлива дизельного агрегата в литрах в течение часа, средние показатели составляют:
- для маломощных генераторов (до 10 кВт) – около 3 – 4 л; это универсальные агрегаты, удобные для применения в быту;
- для моделей средней мощности (до 50 кВт) – расходуют топливо от 10 до 15 литров; производительное оборудование, которое можно использовать для энергоснабжения станции технического обслуживания, строительной площадки, другого промышленного объекта;
- для мощных дизельных генераторов (100 кВт и выше) – потребляют 40 – 50 л топлива; это стационарные установки, применяемые в качестве основных или резервных источников электроэнергии для крупных потребителей.
Указанные диапазоны расхода топлива приведены при загрузке в 100 процентов. При функционировании дизельного генератора в режиме рекуперации, уровень потребления увеличивается еще на 10 процентов. Но показатель может сократиться, если ДГУ работает с меньшей интенсивностью.
Расчетным путем расход горючего (Q) дизельного генератора можно вычислить по следующей формуле:
Q = 1,2 × q × W, в которой
- q – нормативная паспортная величина потребления топлива;
- W – значение номинальной мощности генератора.
Коэффициент 1,2 применяют, с учетом плотности летнего и зимнего дизельного топлива, составляющей от 840 до 860 кг на кубометр объема. Учитывая эту характеристику, при расчете расхода один куб соответствует около 1,2 литрам горючего.
Расчетная величина для дизельного генератора может несколько отличаться от фактической. Для определения точного значения, показатель измеряют фактически, заносят в журнал учета. Изучив данные в этом документе за определенный период времени, можно вывести средний уровень расхода топлива дизельного агрегата.
Примеры расчетов и сравнение с альтернативными источниками энергии
Расчет объема потребляемого топлива в течение часа по представленной выше формуле можно рассчитать для конкретных моделей указанного оборудования.
У дизельного генератора TJ110BD5C в кожухе мощностью 80 кВт, согласно паспортной информации производителя, расход топлива составляет 0,243 кг/ч.
Подставив соответствующие значения, можно получить такой результат:
Q = 1,2 × 0,243 × 80 = 23,3 л/ч.
Еще один пример вычисления расхода топлива для генератора TJ22PE5L на 18,7 кВт с аналогичным удельным потреблением 0,241 кг/ч:
Q = 1,2 × 0,241 × 18,7 = 5,4 л/ч.
Если сравнивать показатели удельного расхода горючего для генераторов различного типа, то объем на выработку одного киловатта энергии составит для следующего оборудования:
- дизельного – от 0,184 до 0,22 кг/кВт;
- бензинового – от 0,3 до 0,45 кг/кВт;
- газового – от 0,38 до 0,55 кг/кВт.
Из этого сравнения видно, что дизельные генераторы намного экономичнее альтернативных агрегатов.
Основные факторы, влияющие на расход топлива
Расход топлива дизельных генераторов зависит от следующих условий:
- мощности оборудования – чем мощнее агрегат, тем больше горючего необходимо для выработки электроэнергии;
- нагрузки генератора – при большей интенсивности эксплуатации увеличивается расход топлива; например, при 100 процентах для агрегата на 80 кВт из приведенного выше расчета в течение часа работы израсходуется 23,3 л, а при 75 – около 17,4;
- качества топлива – при неудовлетворительных кондициях состава, уровень расхода возрастет;
- технического состояния оборудования – при значительном износе деталей шатунно-поршневой группы дизельной установки, экономичность снижается.
Еще один фактор, определяющий расход – условия эксплуатации агрегата. При пониженной температуре воздуха окружающей среды увеличивается вязкость топлива, которое не полностью сгорает в камерах двигателя. В результате эффективность функционирования агрегата уменьшается.
Практические советы по оптимизации расхода топлива
Сократить расход топлива дизельным генератором можно, следуя таким рекомендациям:
- уменьшить продолжительность работы агрегата в режиме холостого хода;
- соблюдать условия эксплуатации, предусмотренные изготовителем – проводить регламентное техническое обслуживание, менять фильтры очистки воздуха и топлива, смазку, тщательно регулировать топливоподачу;
- выбирать солярку, в зависимости от сезона.
Также стоит исключить избыточные нагрузки. В дополнение к повышенному расходу, при интенсивной эксплуатации оборудование быстрее исчерпает нормативный ресурс, потребовав проведения капитального ремонта для восстановления работоспособности. А для этого при покупке генератора, важно выбирать модель с запасом мощности не менее 30 процентов от требуемой загрузки.
Заключение
При выборе дизельного генератора, важно учитывать, что расход топлива на час работы, заявленный производителем, может отличаться от фактического значения, в зависимости от условий эксплуатации. Поэтому важно не только рационально выбрать модель по параметрам, но и обеспечить эффективные условия эксплуатации для должной экономичности, продления срока службы ДГУ.